| Уважаемые читатели! Как и обещала редакция, 2010 год – это год, когда журнал «Жук» переходит на другую периодичность издания. Если раньше это были четыре номера в год, то теперь – два, увеличенных в два раза. Это позволяет лучше раскрыть тему, выбранную для номера, тщательнее подготовить статьи да и просто сделать меньше ошибок, которые всегда сопровождают любые издания. Номер, который Вы держите в руках, необычный: его тема – гламурные и базарные открытки 30–50-х годов прошлого столетия. Этот номер журнала – попытка исследования феномена массовой культуры, которую открытка великолепно отражает, являясь плоть от плоти порождением массового вкуса. Именно поэтому в этом номере мы даем такое разнообразие статей. Начинаем с перепечатки статьи 1914 года замечательного русского писателя Ефима Зозули об отражении вкусов в спросе на открытку. Потом благодаря исследовательскому отношению к своей коллекции Дмитрия Горячёва вводим новое понятие «вторая жизнь открыток». Понятие, на мой взгляд, очень емкое и очень точное. В данном номере исследование просто необходимое, так как именно содержание тех открыток, которые получают вторую жизнь, показывает, что же востребует массовая культура. Дальше мы даем слово Леониду Леонидовичу КрайновуРытову и достаточно подробно с филокартических позиций исследуем феномен базарных открыток 1930–1950-х годов. Очередная перепечатка статьи Ростислава Владимировича Полчанинова из американской газеты «Новое русское слово» еще раз показывает, что из-за океана было уже тридцать лет назад виднее, почему стоит собирать базарные открытки. Далее – две статьи и небольшая заметка, посвященные советской поздравительной открытке 1950–1990-х годов. Разговор о массовой культуре будет без них неполным, феномен советских «поздравишек» – это пример попытки управлять общественным вкусом при помощи открытки. Попытки уникальной, поскольку ее осуществило государство, сознательно «выдавливая» те самые базарные открытки и вместе с ними мещанский вкус. Помещая в этот номер статью о «девушках Фишера», об открытках с собаками, мы даем дополнительные материалы для размышления. Безусловно, журнал – это не научная монография, и исследование феномена массовой культуры в открытке, предпринятое в этом номере, только начинается и очень далеко от завершения. Для филокартии как деятельности по собиранию и исследованию открыток важность этой темы – в выявлении сущности открытки, ее функций в социальнокультурном пространстве. Уверен, что вас заинтересуют и другие материалы этого номера. Как всегда, жду ваших замечаний, мнений, статей и заметок. От имени редколлегии, главный редактор Виталий Третьяков
|