|
| Выставка Александра и Галины Романычевых "Рождение образа". |
Очередная выставка Галереи Третьякова представляет попытку показать творческий метод двух замечательных петербуржских художников: Народного художника РСФСР, профессора Александра Дмитриевича Романычева(1919 -1989) и его дочери Галины.
В буклете выставки Галины Романычевой в 1994 году искусствовед Н.В. Фаминская писала: "Она (Галина) продолжает по-новому творческие традиции семьи, своего отца - живописца Александра Дмитриевича Романычева". Фаминская не раскрыла эту мысль, а мы своей выставкой попытаемся именно эту мысль и раскрыть.
Мне кажется, что дочь и отца объединяет интерес к повествовательной стороне их произведений, при очень высоком уровне мастерства изобразительных приемов. При этом повествовательность не становиться давлеющей - она является отражением глубокого понимания и проникновения в психологию изображаемого.
Самый простой пример в творчестве Романычевых - это многолетний (почти 20 лет) поиск образа А.С. Пушкина. Представленные на выставке этюды показывают ту широту и одновременно детальность поиска образа: Пушкин сидит, Пушкин лежит, Посмертная маска, цилиндр, перчатки и т.д. И так каждая тема. На выставке представлены этюды к знаменитым работам мастера: "Отец и мать.1918 год" 1977, "Отчий дом" 1964, "Крыльцо" 1980, "Он был простой солдат" 1985, "Портрет строительницы" 1983, "Художник В.Ф. Токарева" 1981
Часто этюд к картине сильней и эмоциональней чем окончательный вариант. Зато картина глубже и что очень важно пораждает далинный ассоциативный ряд, включающий ее в контекст либо нашей истории, либо в контексте мировой культуры. Чтобы это увидеть, мы рядом с этюдами экспонируем законченные работы: "Сельский врач" 1988, "Портрет А.Г. Еремина" 1976, "Коррида" 1971. Эту особенность творческого метода Романычева очень точно передал в блестящей вступительной статье к каталогу персональной выставки Александра Дмитриевича член - корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств
В.А.Леняшин: "Картина "Крыльцо" (1980) построена на кинематографической остроте крупного плана: вещевой мешок и шинель лежат у заколоченных дверей. Возникают ассоциации со знаменитым "Враги сожгли родную хату"; тут и тягостное "куда ж теперь идти солдату,…"; и горестно - горделивое: "Я шел к тебе четыре года, …". Итак, не навязывание зрителю своей точки зрения на изображемое, а скорее вовлечение его ассоциаций в процесс восприятия художественного произведения.
Но вернемся к Галине Романычевой. Уже в середине 80-х годов многие выделяли ее индивидуальный стиль в керамике. Обратите внимание "Комплект декоративных штофов,1986,вызывает ассоциации с персонажами испанской литературы" (Н.В. Фаминская) И это не просто совпадение фигур речи двух искусствоведов - это описание сути творческого приема. Итак, как всегда приходите и смотрите на произведения одних из лучших мастеров искусств СПб.
Романычев Александр Дмитриевич
Родился в 1919 году в деревне Русские Горенки Симбирской губернии. Поступил в Ростовское художественное училище им. М.Б.Грекова до войны. Воевал, окончил художественно училище с отличием в 1948 году. В 1954 г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств), мастерская М. И.Авилова (Ю.М.Непринцев). С 1954 по 1957 г учился в аспирантуре.
Член Союза художников с 1954 года.
Профессор Академии Художеств до 1989 года.
Народный художник России.
Участник всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок. Персональные выставки в1986, 1990, 1991, 1994 и 1999 г.
Работы находятся в Русском музее и других музеях России, зарубежом и в частных коллекциях.
Умер в 1989 году.
Основные публикации:
1. Каталог выставки. Составитель и автор вступительной статьи В.А.Леняшин. Л., 1986.
2. Альбом "А.Д.Романычев" (вступительная статья и составитель В.И.Плотников). "Художник РСФСР", 1991.
3. "Александр Романычев". Н.Н.Громов. Л., 1991.
Романычева Галина Александровна
Родилась в 1947 г. в г. Таганроге. Окончила Высшее художественное училище им. В.И.Мухиной, отделение керамики и стекла, в 1977 г.
Член Союза художников России с 1996 г.
Выставки: городские, республиканские.
Работы находятся в музеях города.
Публикации:
Н.В.Фаминская "Краски родной земли". Л., 1994 (буклет).
|
Вариант картины"Отец и мать. 1918 год", 99,5х98,5, Холст, масло, 1975-1977.
|
"Светлый апрель", 99,5х104, Холст, масло, 1987
|
"Портрет художника Г.А. Еремина", 108х70, Холст, масло, 1978
|
"Сельский врач", 89х100, Картон, масло, 1987
|
"Портрет художника В.Ф.Токарева", 74х89, Холст, масло, 1979
|
"Испания. Тореодор", 80х120, Холст, масло, 1971.
|
"Автопортрет", 60х50,5, Холст, масло, 1988.
|
"Отчий дом", этюд. 68х48, Картон, масло, 1960
|
"Он был простой солдат, эскиз. 60х44,5, Картон, масло, 1970
|
Этюд к картине "Печаль моя светла".48х39, Картон, масло, 1970-1975
|
"Портрет Ирины Григорьевны Романычевой". 74х48, Холст, темпера, 1975.
|
"Натюрморт с керамикой". 36х65, Холст, масло, 1983
|
"Автопртрет". 23,5х20,5, Пастель, 1948.
|
"Этюд к портрету строительницы". 30х40, Картон, масло, 1970.
|
"Натюрморт с маской Пушкина". 49х39,5, Картон, масло.
|
|
|
|
|
|
|