| | Илья Богдеско (1923-2010) – народный художник СССР, академик Академии художеств России, всемирно известный книжный иллюстратор и каллиграф. Его имя в качестве художника книги стоит в более чем в ста книгах, изданных в период с 1952 по 2010 годы. Чаще всего Богдеско рисовал обложку, портрет автора и несколько иллюстраций. Иногда ему удавалось осуществить свой идеал- «книга-от первой до последней буквы-создается одним художником и призвана стать произведением искусства». В первом и во втором случаях рождались книжные шедевры, побеждавшие на международных и отечественных конкурсах книги. От книги к книге Илья Богдеско менял технику исполнения иллюстраций, но сохранялось мастерство создание образа героев литературного произведения. На выставке «Илья Богдеско Книга за книгой» представлены 13 книг и зарисовок к иллюстрациям этих книг. Выбор книг не случаен. На наш взгляд, работа именно над этими книгами стала главными вехами творческой биографии Ильи Трофимовича Богдеско, которые делят его творчество на три периода. Первый период «МАСТЕРСКОЕ УЧЕНИЧЕСТВО». Этот период на выставке представлен двумя книгами. Н.В.Гоголь «Сорочинская ярмарка». Государственное издательство художественной литературы, 1952 и А.С.Пушкина «Цыганы». Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1957 Второй период «ПОСТИЖЕНИЕ МОЕЙ РОДИНЫ» К этому периоду можно отнести издания: Ион Крянгэ «Кошелек с двумя денежками». Издательство «Картя Молдовеняскэ», Кишинев 1962; Василе Александри «Миорица». Издательство «Лумина», Кишинев, 1967; Ю.Я.Халаминский «В краю доин». Издательство «Картя Молдовеняскэ», Кишинев, 1969; Василэ Александри «Кодрянул». Издательство «Лумина», Кишинев, 1970 Третий период «ИЛЛЮСТРИРАЮ КЛАССИКУ» Илья Трофимович писал «Я люблю иллюстрировать классику – национальную, русскую, зарубежную. Классика потому и классика, что при современном прочтении мы находим в ней близкие нам гуманистические идеалы, стремимся раскрыть их для читателя» К этому периоду мы отнесли следующие книги с иллюстрациями мастера: Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Издательство «Лумина», Кишинев, 1970; Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Издательство «Картя Молдовеняскэ», Кишинев, 1971; Константина Негруци «Избранное». Издательство «Картя Молдовеняскэ», Кишинев 1973; Ион Крянгэ «Кошелек с двумя денежками». Издательство «Литература артистикэ» , Кишинев 1977; «Песнь о Роланде». Издательство «Картя Молдовеняскэ», Кишинев, 1983; Василэ Александри «Мастер Маноле». Издательство «Литература артистикэ», Кишинев, 1986; Эразм Ротердамский «Похвала глупости». Издательство «Янтарный сказ», Калининград, 1995; С.М.деСервантес "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Издательство «Вита Нова», Санкт-Петербург, 2010 В целом наша выставка отражает подход Ильи Трофимовича Богдеско к иллюстрированию книг, который он описал так: «Образ, созданный художником слова, трансформированный художником-иллюстратором, позволяет читателю зримо представить и героев произведения, и описанные в нем события. Художник берет на себя большую ответственность, потому что он фактически «навязывает свое представление об образах читателю». С опытом я все чаще приходил к выходу, что делая книгу, нельзя выпячивать художественные приемы, чтобы зрители обязательно оценили умение художника. Он обязан проявить такт. Мостик, который художник строит между писателем и читателем, должен создавать максимум возможностей только для их общения Я подхожу к образу долгим путем. Десятки зарисовок, десятки вариантов. Конечно, приходится многое «перемалывать», много бумаги портить , пока что-то не выйдет. Но в принципе, у меня есть правило: ничего не выпускать из мастерской такого, что самого не волнует. Пока я сам не скажу себе: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». Каждая книга книга, созданная И. Т. Богдеско, подтверждает часто высказываемый им творческий девиз: «Всегда по-своему, но каждый раз по-разному». На выставке представлены работы из коллекций Кирилла Авелева и Виталия Третьякова.
|