Очередная выставка "Галереи Третьякова" знакомит любителей живописи с творчеством петербургского художника Ярослава Сухова. В ходе выставки состоится премьер-показ шести работ мастера. О Сухове всегда с большим желанием и интересом пишут журналисты, его работы показывают и обсуждают в телепередачах и радиоинтервью с автором. И это понятно - Сухов "выпадает из ряда". Его предок - каменотес Самсон Суханов - вырубал Александринский столп, колонны Исаакия и Казанского. Он сам - Ярослав Сухов - бросил аспирантуру, науку физику и без художественного образования, только благодаря художественному самообразованию, стал мэтром современной петербургской живописи. В 1985 году с Борисом Метавским он стал инициатором группы "Остров". Пять лет назад его творчество, наряду с творчеством Андрея Геннадьева, Николая Сажина, Валерия Лукки, уже стало предметом научного анализа ( кандидатская диссертация Алексея Курбановского "Новейшее отечественное искусство"). Его работы удивляют, завораживают, отталкивают, влекут, возмущают - то есть вызывают сильнейшие эмоциональные чувства. А так как Ярослав сюрреалист, то есть изображаемое им реально и даже очень реально, то зрители начинают свои эмоции объяснять содержанием его работ, часто не обращая внимание на формальные живописные приемы мастера. Новая встреча с работами Ярослава Сухова - это своеобразный отчет художника перед любителями живописи родного города о том, что с ним происходило в течение последних пяти лет. Ярослав пишет медленно - основательность предка каменотеса, точность физического факультета университета в каждом мазке. Новых работ не много. Изменения налицо. Доминанта содержания ,так привлекавшая в работах Ярослава в 80 и 90-х годах, медленно уступает место доминанте формы. Заметим, содержание было во многом художественным откликом автора на стимулы посттоталитарной России. Правда содержание не сдается, но оно становится не прямолинейно-газетноплакатным , а глубинно интеллектуальным, подчас заумным, но все, что за гранью ума требует словесных пояснений, вот почему так часто картины сопровождаются литературным текстом. И последние изменения - предмет начал играть большую роль в работах Сухова. Героями его работ стали груши, морковки, виноград, но при этом это не натюрморты и не римейки Арчимбольдовским портретам из овощей и фруктов. Предметы в работах Сухова - герои картин. Любовная парочка морковок сейчас пойдет под нож, а груши оплывут и исчезнут в небытии голубого дня под звуки "Меланхолической серенады". И пожалуй именно в этих работах Сухов достигает высокого мастерства, их не надо пояснять текстами, не надо толковать - их можно просто смотреть.
|