Новости Галерея Третьякова Арт-Ярмарки Открытки Книги Прайс-лист Арт-академия Музей открытки ЖУК МУЗЕЙ СССР
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ»
«Лица-Знаки» Григорий Израилевич (скульптура). VIP-ЗАЛ



Израилевич Григорий Александрович (1924-1999)

В 1951 году окончил архитектурный факультет Академии художеств (ЛИЖСА имени И. Репина). Работал в знаменитой Литографической мастерской Союза художников рядом с такими мастерами, как Ю.Васнецов, А.Каплан, В.Конашевич, А.Ведерников. В 1961 году Г.А.Израилевич участвовал вместе с А.Л.Капланом в редчайшей по тем временам акции - передвижной выставке двух советских художников по Америке. При этом первая персональная выставка Израилевича в Ленинграде состоялась лишь в 1978году.
Наиболее полно его творчество было представлено на персональной выставке в Фонтанном доме (апрель 2001 года). Были представлены практически все жанры и техники, в которых работал многосторонний художник - график, живописец, скульптор. Открывал экспозицию ранний акварельный цикл, посвященный Таллину. Были представлены монотипии, выполненные по авторской технологии, многообразные автолитографии, в том числе блестящие серии работ - цикл, посвященный Пражской весне 1968 года, абсурдистский "Букет носорогов", посвященный памяти Эжена Ионеско. Живопись Израилевича, часто обращенная к еврейской теме, была представлена блестящими полотнами 1990-х. В конце жизни мастер обратился к скульптуре - в Музее Анны Ахматовой экспонируются скульптурные портреты Анны Ахматовой, Александра Блока, Велимира Хлебникова, Николая Пунина и другие.
Григорий Израилевич был не только ярким художником, самобытным и остроумным рассказчиком, но и одаренным писателем.
Его книга «Пуская мыльные пузыри» выдержала два издания в 2001 и 2003 годах.
Работы художника хранятся в Русском музее, Музее театрального искусства Санкт-Петербурга, музее А.А. Ахматовой, Саратовском Государственном Художественном музее им. А.Н. Радищева, в частных собраниях России и за рубежом.
О мир, пойми ! Певцом – во сне - открыты
Закон звезды и формула цветка.


«Процесс создания скульптуры
прост – берешь кусок мрамора и
отсекаешь все лишнее…»


Он закончил Академию Художеств с одним из первых послевоенных выпусков, архитектурный факультет. И 6 лет проработал в ГИПРОГОРе. Но что мог проектировать молодой, энергичный, талантливый архитектор в те времена? Унылые здания-коробки в спальные районы или типовые проекты «распашонок» с совмещенными санузлами.
И Гриша уходит из архитектуры, поняв это. Вступает в Союз Художников как график, но его архитектурное мышление не дает покоя. Он оформляет интерьеры кафе, ресторанов, клубов, , находя оригинальные решения, которые даже по нынешним временам кажутся авангардными.
Он делает монотипии, пишет маслом, занимается долго и плодотворно литографией. Но … его пространственное мышление выходит за пределы листа или холста – его все время тянет в скульптуру. В 70-е годы – это больше мелкая пластика. А уже в 90е годы – крупные портреты людей творчества – поэтов, композиторов, писателей, судьбы и творчество которых волновали и интересовали автора.
Так появился ряд скульптурных портретов поэтов Серебряного века – О.Мандельштама, В.Хлебникова, А.Блока, Б.Пастернака, А.Ахматовой, Н.Гумилева.
Но не портретное сходство волновало скульптора, - он пытался сформулировать суть, «иероглиф» этого человека и его творчества.
Это был поиск простой пространственной формулы, выражающей сущность объекта, в данном случае – выражение творческой судьбы великих людей, и, в конечном итоге, - доведение до высшего уровня – произведение в материале, т.е. в дереве, камне, керамике, бронзе, - сохраняя его формулу.
Лицо О.Мандельштама предстает перед нами в виде креста со сдавливающими его рот массивами дерева. Не дающими говорить поэту.
«Уничтожает пламень
Сухую жизнь мою,
И ныне я не камень,
А дерево пою.

Поведайте пустыне
О дереве Креста;
В глубокой сердцевине
Какая красота!»
( О.Мандельштам, 1915г.)

Или В.Хлебников, который устремлен, как корабль, в будущее –
«Председатель Земного Шара». « О, засмейтесь, смехачи», - призывает он, и отзвуком этого смеха скульптор приделывает ему колокольчик.
Или А.Ахматова – это не просто портрет, а то, как бы сделал ее Модильяни.
Иногда идея на пути от эскиза к натуре деформировалась. Художник всегда говорил, что «материал надо слушать и не насиловать его, и тогда, если приглядеться, он подсказывает совершенно неожиданные решения.

Из записных книжек автора.

Ну и что

Вы ни за что никогда не поверите, что когда мне было 5 лет и я с утра начал капризничать, мама сказала: « Ты что с левой ноги встал?». И вот уже 68 лет я встаю с правой ноги, одеваюсь с правой руки, даже после паралича, и, казалось бы, с левой легче – нет всегда с правой.

Закон природы

С детства я исповедовал идеи свободы, равенства и братства. Потом постепенно равенство стало тускнеть. И только теперь я понял, что Господь установил первый и всеобщий закон природы – закон неравенства. Частный случай его – второй закон термодинамики. Наглядней всего он виден в биологии и общественной жизни.

*** *** ***

Ну какая разница Предвечному – хорошо ли я рисую и есть ли мои работы в музеях?

Путь Дзен

Я всю жизнь жил среди художников или просто людей, которыми восхищался, всегда был человек, работавший или соображавший лучше меня, и я радовался, когда у меня что-то получалось или Господь давал мне какую-нибудь идею, а моя задача была в том, чтобы испортить было невозможно. Поэтому у меня никогда не было самодовольства. Мучился вопросом: что хорошо в искусстве?
Очень хорошо поставить свою работу с работой мастера – очень успокаивает. Всегда не выносил многословия, поэтому мне так близок дзен.

Люк

Когда мне было пять лет, мама сшила мне черные бархатные штанишки, надела на меня белую рубашку с синим бантом и выпустила погулять. Посреди двора был люк-отстойник из уборной. Прыг-скок-прыг-скок, крышка люка перевернулась, я полетел в люк, но сумел руками уцепиться за край. Ужас и вонь охватили меня. Увидел сосед с балкона второго этажа , сбежал вниз и вытащил меня.
Это стало символом моей жизни. Можно представить выражение маминого лица, когда я вернулся: только что сиял – и теперь весь в дерьме. Не было ли это пророчеством? Можно написать сценарий «Жизнь в дерьме».

Полвека назад

«Г-гишенька, - сказала Рая Карлина, - ты талантливый мальчишка, но зачем так часто менять женщин? Женщина – скгипка, на ней можно сыг-гать любую мелодию!» Она забыла, что бывают скрипки «Древтреста».


*** **** ***

Мои работы – дети мои. Я вижу их недостатки, знаю, что их нельзя оставлять на поругание, но испытываю физическую боль, уничтожая их. В каждой работе – частица мысли, кусочек чувства, и это даже в неудачных, и более того, удачные работы пустее, поверхностнее. Иногда смотрю на красивые работы – а они без веса, без мяса, без крови – зачем они?


Про меня

Слышал разговоры мальчишек в саду перед моей мастерской. «А здесь работает попсовый дед». Когда я автогеном дырявил трубу-геликон один задал мне вопрос:»Что Вы делаете?» А другой мальчик ему ответил: «Разве не видишь – он делает искусство».

*** *** ***

Вдруг открыв для себя, что есть Бог, я почувствовал себя счастливым человеком.

*** *** ***

Как прекрасна не начатая работа, но как ужасна законченная.

*** *** ***

Все зависит от того, на какой высоте твоя планка. Чем выше планка, тем дальше разбег, и тем меньше шансов взять высоту.


«Б.Пастернак»; .дерево, 100*60*44; 1966г.

«Боярыня Морозова»; дерево, 40*48*36; 1968г

«Солженицин»; дерево, 39*52*24; 1968г

«В.Хлебников»; дерево, 65*58*18; 1995г

«Галич»; дерево, 49*16*65; 1997г

«О.Мандельштам»; дерево, 72*53*16; 1994г

«И.Стравинский»; 44*32*16; 1997г

«Д.Шостакович»; дерево, 74*41*41; 1998г

«С Рихтер»; гипс, 43*39*30; 1976-1996г

«Св. Себастьян»; дерево, металл, волос; 50*50*30, 1996г

«Туфельки»; дерево, металл; 50*40*12; 1995г

«Дали»; гипс, 6*7*25; 1998г

«Миньян», дерево, фломастер, 50*50*20, 1995г

«А.Ахматова», дерево, 20*20*122; 1996г

«Маяковский», дерево, 47*66*53; 1997г

«Н.Гумилев», гипс, 73*50*67; 1998г

ГАЛЕРЕЯ ТРЕТЬЯКОВА ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ ОТКРЫТКИ МУЗЕЙ СССР: СПб, Пионерская ул., 2, метро «Спортивная».
Режим работы: вторник – суббота с 12-00 до 19-00, воскресенье с 12-00 до 17-00, понедельник – выходной. Тел. 233-1007
По всем вопросам просьба звонить Третьякову Виталию Петровичу по тел. +7(921) 405-44-89 или писать по адресу 4054489@mail.ru

Powered by Ignaty A. Kashnitsky St.Petersburg 2005