|
| ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ: «Великие». «Варвара Бубнова - японская художница в Росии». Графика. |
Великая художница Варвара Дмитриевна Бубнова прожила почти 100 лет. В 1886 году она родилась в Петербурге, в 1983 году она умерла в Ленинграде. О Бубновой написаны монографии и статьи, изданы ее воспоминания и переписка, причем трудно сказать на каком языке больше написано о Бубновой – на ее родном русском или на японском, ставшим для нее вторым языком на долгие годы.
Ее творчество можно разделить на три не равных периода:
1912-1922 годы – «авангардистская юность». Бубнова –одна из представителей русского авангарда – участница выставок «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», на которых ее работы под псевдонимом Д.Варварова соседствовали с работами Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича, М.В.Матюшина, Л.А. Филонова, В.Е.Татлина.
1922-1958 годы – «японская зрелость». В Японию она приехала убежденным авангардистом, ее первая статья «Закат искусства», опубликованная в японском журнале «Мысль», «произвела шокирующее впечатление на художественные круги Японии» (Тосихару Омука). В 1923 году Бубнова – выпускница Российской Императорской Академии Художеств – поступает в Токийское Высшее художественно- промышленное училище.
Именно здесь в Японии рождается уникальный стиль Бубновских литографий, которые совмещают точность тщательной проработанности и выразительную мощь. Многие японские искусствоведы не раз отмечали как очевидное влияние японской культуры на Варвару Бубнову, так и ее огромное влияние на развитие японского изобразительного искусства ХХ века. Она «стала долгожданным источником света» - сказал на открытии ее персональной выставки в Третьяковской галерее в 1999 году Тосихару Омука. В 1982 году она была награждена японским орденом Драгоценной Короны.
1958-1983 годы – «сухумская мудрость». Вернувшись на родину, Варвара Бубнова поселилась в Сухуми, где жила до возвращения в Ленинград в 1979 году. Живя в родном городе связи с Сухуми и с сухумцами она не порвала до конца жизни.
В Сухуми Бубнова начала уделять больше внимания цвету, возвращаясь к технике акварели. Появляется серия замечательных акварельных портретов сухумцев – друзей и просто знакомых, пейзажи и натюрморты. В Сухуми Варвара Дмитриевна написала много статей по теории и практике изобразительного искусства.
На выставке в Галерее Третьякова представлены 25 работ двух основных периодов творчества Варвары Бубновой. Литографии передают колорит Японии. Среди акварелей – великолепный автопортрет, портрет девочки, тюльпаны.
Приходите и смотрите.
Виталий Третьяков
|
«Цветы» 33,5х37 пастель 1960
|
«Портрет Кучеряевой Елены Алексеевны» 26х40 акварель 1973
|
«Женщина с красным платком» (Вера Борисовна Афанасьева ?) 34х52 акварель 1967
|
«Женский портрет» 32х43 акварель 1960-е годы
|
«Спаленный Токио» 32х43 пастель, тушь, перо 1960-е годы
|
«На полях» 43,5х29 литография 1950-е годы
|
«Цветы в вазе» 29,3х43,5 цветная литография 1950-е годы
|
«Цветы в вазе» 27,5х42,5 литография 1950-е годы
|
«Дорога в горах» 24,5 х17,5 литография 1950-е годы
|
«Розы в белой вазе» 31,5х45,5 литография 1950 годы
|
«Тропинка и мостик» 24х37 литография 1950-е годы
|
«Дерево» 38х56 литография 1950-е годы
|
«Девочка в розовом» 31х42,5 акварель 1968 год
|
«Дорога у моря» 41х32 литография 1957 год
|
«Березы» 31х46 литография 1950-е годы
|
«Домой» 44,5х34 литография 1954 год
|
«Тюльпаны» 29х41 акварель 1965 год
|
«Молодая армянка» (Мария Эдуардовна Попова) 32х50,5 акварель, пастель 1964 год
|
«Цветы» 32х48 акварель 1970 год
|
«Автопортрет» 31х43 акварель, гуашь 1968 год
|
«Розы» 29х43 литография 1950 год
|
«Розы» 30х42 акварель 1960 год
|
|
|
|